Кадры для «КАМАЗа»
Наставник – звучит гордо!
Наставничество – давно проверенный временем надёжный способ обучить молодого работника всем тонкостям и нюансам работы. В конце концов, даже самым опытным и знающим нужно влиться в поток нового для себя предприятия… И заодно влюбиться в профессию всей душой! На «КАМАЗе» к достижению этих целей подходят со всей серьёзностью. И наставник для новичков здесь – специалист подготовленный!
Проект «Развитие системы наставничества», запущенный недавно при поддержке замгендиректора «КАМАЗа» по управлению персоналом, оргразвитию и корпоративному управлению Жанны Халиуллиной, постепенно набирает обороты.
Все заводы автогиганта сформировали пул наставников (403 человека) и начали направлять их на специальное обучение в МЦПК. В перспективе количество наставников будет расти. На сегодняшний день в МЦПК уже обучили пять групп наставников со всех заводов. Все эти люди готовы передавать знания новичкам и обучать их всему, что знают сами. А «КАМАЗ» с готовностью поддерживает их на этом непростом, но таком увлекательном пути.
Будущие наставники – представители абсолютно всех камазовских профессий, так что каждый новичок сможет обрести товарища на предприятии. Между прочим, действительно товарища, ведь камазовцев умению правильно и эффективно передавать знания учат целенаправленно.
– Коллеги из МЦПК разработали специальный курс для обучения наставников. Если раньше было достаточно простого желания делиться опытом, чтобы тебе доверили ученика, то теперь подход поменялся, мы хотим обеспечить наставникам профессиональную подготовку. Особое внимание уделяется умению взаимодействовать с группами разного возраста, добавлена психологическая подготовка, обучение практическим методам работы на производстве, основанным на принципах TWI, – отметила заместитель директора завода двигателей по персоналу Аида Газизова.
Проще говоря, учителя учат учить! И делать это правильно, так, чтобы и новичка не напугать, и тонкости дела донести, и себя чувствовать уверенно.
Поменялись и временные рамки – наставник со своим учеником теперь будут вместе намного дольше, чем прежде. У нынешних новичков за спиной минимум год будет надёжный тыл.
– Мы часто слышали от наставников, ещё до старта проекта, что нужно увеличить время на обучение новичков. Согласитесь, сложно в несколько недель уложить все нюансы профессии, например, наладчика станков с ЧПУ, – говорит Аида Газизова. – Так что мы решили уделить больше времени подготовке на рабочем месте. Наставник закрепляется за учеником на год, из которых три месяца он посвящает активному обучению. Остальное время молодой работник уже действует самостоятельно, но наставник всегда на страже и готов ответить на любой вопрос и помочь решить проблему.
При этом наставник и ученик это время работают, по сути, на одном участке или, как в случае с наладчиком, на одном станке. Так и дело делается, и знания передаются.
– Для наставника приоритет – обучить новичка, мы это понимаем и действуем согласно этой схеме. Ученик знакомится с профессией учителя, наблюдает за ним, пробует работать сам под присмотром, пока наставник не решит, что он готов к самостоятельному труду, – делится начальник цеха группы подразделений замдиректора завода по производству ЗД Ринат Абдурашитов.
Прорабатывается система материальной мотивации наставников. Дело они делают важное и необходимое и без благодарности оно остаться, конечно, не может.
– Сейчас благодаря проекту «Развитие системы наставничества» идёт плотная многосторонняя работа. Специалисты из МЦПК, Корпоративного университета, руководители и начальники цехов всех заводов, наставники – все обмениваются опытом и тщательно прорабатывают систему подготовки новичков. В МЦПК пересматриваются программы подготовки персонала, которые актуализируются под задачи производства. Также планируется направить наставников прослушать курс по своей профессии, чтобы после они могли дать обратную связь. Это совершенно новый для нас подход к молодым кадрам, мы уверены, что он станет успешным, – говорит Аида Газизова.
Прошедшие обучение по новой методике наставники вернулись на свои заводы, получив новые знания, и уже начали делиться опытом с новичками.
Получившие статус «профи» дизелисты готовы поделиться своими впечатлениями от пройденного в МЦПК курса.
Все трое теперь уже обученных наставников трудятся наладчиками в цехе 119. По словам начальника цеха Рината Абдурашитова, одни из самых опытных и незаменимых специалистов на заводе! И знаний у них – только успевай записывать да запоминать.
Наладчик станков с ЧПУ 6 разряда Марсель Галиев:
– Могу сказать, что подход к обучению новых специалистов поменялся очень ощутимо. Для меня не впервой выступать наставником, но сейчас, пройдя курс в МЦПК, могу сказать, что узнал много нового для себя. Всё разложили по полочкам, поделились педагогическими приёмами. Раньше, бывало, с одного на другое перескочишь, пока объясняешь, а теперь в голове чёткая схема, как действовать, чтобы человек усвоил материал.
Например, возьмём ситуацию: пришёл ученик, я должен научить его работать на своём станке. Этот процесс, если брать методику МЦПК, надо разложить на несколько пунктов. Во-первых, сначала даёшь ученику общую информацию, рассказываешь о станке, о деталях, которые на нём делаются. Напоминаешь теорию, которую человек изучал. Потом уже показываешь, как работать, а ученик при этом выступает наблюдателем. Далее, когда общее понимание процесса у подопечного уже сформировалось, начинаешь делиться нюансами, важными мелочами, которые прежде просто не запомнились бы. И, наконец, ученик пробует браться за дело сам, а наставник наблюдает, комментирует, поправляет. Казалось бы, простой алгоритм, но самостоятельно его в схему выстроить не так легко. Так что курс однозначно полезный!
Наладчик станков с программным управлением 6 разряда Сергей Имоков:
– С нами во время обучения работал психолог, это был очень интересный опыт. Нам рассказывали, как находить подход к людям, как общаться, как правильно выстроить отношения «учитель – ученик». Вроде бы думаешь, что и так всё знаешь – в конце концов, каждый день с кем-то да беседуешь, но оказывается, если подходить с профессиональной точки зрения, нюансов в этом деле тоже много. Все люди разные, кто-то приходит с горящими глазами и готов впитывать знания с первой секунды, кого-то нужно сначала увлечь… Главное – найти точки соприкосновения, а методиками с нами поделились.
Наладчик-ремонтник механических узлов 6 разряда Евгений Липин:
– Действительно, курс получился познавательный. Нам дали хорошую основу для работы: подсказали, как построить диалог, как доносить информацию, на чём делать упор, когда объясняешь что-то по работе. Буду применять все полученные знания.